Главная » Статьи » Исторические источники. Летопись, документы, книги.

"Слово о полку Игореве".

Игорь Святославович - князь эпохи феодальной раздробленности, происходивший из рода черниговских Ольговичей (потомки Олега Святославовича, внука Ярослава Мудрого), правил в Новгороде-Северском. Известность Игорь, один из многочисленных удельных князей конца 12 - начала 13 в.в., получил не благодаря могуществу или политическим успехам, а, скорее, потому, что стал главным героем замечательного произведения - "Слово о полку Игореве".

Благодаря "Слову о полку Игореве" - уникальному памятнику средневековой русской литературы - мы можем узнать об этом правителе и реалиях жизни на Руси 12 в. больше, чем из кратких летописных сообщений. Сюжет произведения - неудачный поход братьев Игоря и Всеволода на половцев в 1185 г. По ходу рассказа автор вспоминает также княжеские междоусобицы и более древние походы и битвы.

Не все ученые согласны с тем, что "Слово о полку Игореве" - подлинный памятник конца 12 века. В науке неоднократно высказывалось мнение, что "Слово" было написано позже, возможно даже в 18 веке. Если это верно, то "Слово о полку Игореве" - гениальная фальсификация, пожалуй даже превзошедшая по своим литературным достоинствам оригинальные древнерусские памятники. Определенные сомнения в подлинности "Слова" высказывали такие видные ученые, как Андре Мазон, Александр Александрович Зимин, Эдвард Кинан. Однако большинство исследователей все же датируют "Слово" концом 12 века. Спор об истинности "слова" возник в первую очередь из-за того, что рукопись, найденная (или якобы найденная?) в ярославском Спасо-Преображенском монастыре графом А.И. Мусиным-Пушкиным, погибла в огне московского пожара 1812 г. Сохранились лишь две ее копии, сделанные уже в 18 в., а также несколько выписок. А раз нет древней рукописи, то и закономерно возникают сомнения в подлинности текста.

Особенности данного произведения говорят о его исконном южнорусском происхождении, однако при позднейшей редакции текст обогатился и новгородско-псковскими элементами. Язык "Слова" имеет общие черты и с древнерусской книжной литературой, и с народной словесностью, исследователи отмечают множество совпадений с "Задонщиной", произведением 15 в., описывающим поход Дмитрия Донского против монголо-татарских войск, выступивших под предводительством Мамая. Известный лингвист А.А. Зализняк доказывал, что автор "Задонщины" ориентировался на "Слово", а не наоборот. Сторонники подлинности, древности "Слова" основываются прежде всего на том, что фальсификатор 18 в. просто не мог располагать столь глубокими лингвистическими познаниями, чтобы сымитировать слог конца 12 в. - древний язык летописей и "Поучения Владимира Мономаха". Наиболее полно и аргументированно в пользу подлинности "Слова" высказался известный лингвист А.А. Зализняк в своей книге "Слово о полку Игореве. Взгляд лингвиста" (2004). Пожалуй, на сегодняшний день версия о подлинности "Слова" выглядит более убедительной.Однако научная дискуссия наверняка еще будет продолжаться. В любом случае сомнения в подлинности "Слова", которые высказывались учеными, стали полезным стимулом для исследования памятника.

Обратимся, наконец, к самому "Слову". В начале повествования автор воспевает храбрость, удаль и боевой дух Игоря Святославовича. Князь призывает своего брата Всеволода напасть на половецкий стан, "взыскать славу" и получить богатые трофеи. В этом чувствуется и желание молодого князя проявить себя, и проникнуть в чуждые, полные опасностей степи кочевников: "Хочу, - сказал, - копье преломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дону". Братья успешно "потоптали поганые полки половецкие" и остановились в поле с захваченными золотом, серебром, тканями и драгоценностями. На следующий день, после мрачных предвестий природы ("черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синии молнии"), русских князей настигают половцы под предводительством Гзака и Кончака.

В битве наиболее красочно описывается князь Всеволод, брат Игоря: где светит его золотой шлем, там рассыпаются "поганые головы половецкие", он не видит ран, не помнит об отчем столе, о милой жене Глебовне. По словам летописца, Всеволод так бился, что в руках его не осталось оружия. Как не велика была доблесть русских княжичей, в чужой земле братья не смогли выдержать долгой битвы, половцы побеждают и захватывают их в плен. В это момент настрой автора "Слова" меняется - он вспоминает о том, сколько зла причинили половцы Русской земле, о междоусобных битвах и "княжьих крамолах". Действие переносится в Киев, где великий князь Святослав Всеволодич, двоюродный брат Игоря, видит странный сон, узнает от бояр о пленении князей половцами и произносит свое "Золотое слово": "О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать..."

"Плач Ярославны" - один из самых поэтичных эпизодов "Слова о полку Игореве". Жена Игоря, дочь Ярослава Владимировича Галицкого, горюет по мужу, находящемуся в плену: "Полечу зегзицею (кукушкой?) по Дунаю, омочу бобровый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны..." Княгиня по очереди обращается к "светлому и тресветлому Солнцу", "Ветру Ветрилу", "Днепру Славутичу". Исследователи сближают структуру "Плача..." с древними заговорами, обращениями к силам природы. Несмотря на некоторую обособленность этого фрагмента, он тесно связан с содержанием памятника, является своеобразным продолжением "Золотого слова" Святослава. Ярославну часто называют символом верной, любящей русской женщины, ее образ нашел отражение в живописи И.Я. Билибина, В.М. Васнецова, В.Г. Перова, поэзии В.Я. Брюсова, Л.Н. Глинки, Э.М. Дубровина; композитор Б.И. Тищенко создал балет "Ярославна".

Завершает произведение рассказ о побеге Игоря из плена и о его счастливом возвращении в Киев. Дальнейшая жизнь князя освещена в источниках крайне скупо. В 1198 г. умер Ярослав Всеволодович Черниговский, и, по свидетельству летописи, на его столе сел Игорь Святославович, где правил до своей смерти в 1202 г. У Игоря Святославовича было пять сыновей - Владимир, Олег, Роман, Ростислав и Святослав - и дочь (имя ее источники не сохранили), выданная за Давыда Ольговича - внука Святослава Всеволодича.


Материалы энциклопедии "Российская корона: князья, цари, императоры". 2010 г.

Категория: Исторические источники. Летопись, документы, книги. | Добавил: more777 (01.02.2012)
Просмотров: 762 | Рейтинг: 5.0/1